Профилактический гинекологический осмотр

Профилактический гинекологический осмотр следует проводить не реже одного раза в полгода, что позволит своевременно выявить и устранить патологические процессы в органах малого таза, которые могут протекать бессимптомно и нередко становятся причиной женского бесплодия и более серьезных последствий для здоровья и жизни.

Как проводится?

Осмотр у гинеколога включает несколько этапов:

1. Сбор анамнеза. Несмотря на высокую техническую оснащенность и применение многочисленных методов диагностики правильно собранный анамнез играет большую роль при постановке диагноза и предусматривает такие сведения, как:
    • возраст;
    • перенесенные заболевания;
    • операции и прочие методы лечения (в том числе гормональные);
    • время начала половой жизни;
    • длительность менструального цикла, наличие сбоев;
    • вредные привычки;
    • аллергия и/или непереносимость лекарственных средств.
    Помимо личного важное значение также имеет семейный анамнез (наследственные заболевания, данные о состоянии здоровья мужа или полового партнера, а также прочие медико-социальные данные).
  2. Внешний осмотр. Начинается с определения типа телосложения (инфантильный, гиперстенический, астенический), оценки характера и времени появления оволосения (особенно если имеются признаки вирилизации), цвета кожи. Врач также осматривает молочные железы, которые являются неотъемлемой частью репродуктивной системы и основной мишенью для половых гормонов. О состоянии внутренних органов судят по результатам пальпации, перкуссии и аускультации живота. Полученные данные имеют большое диагностическое значение при дифференциации образований половых органов и беременности. В частности, аускультация помогает определить проходимость маточных труб.
  3. Осмотр в гинекологическом кресле. Заключительный и самый важный этап при проведении профилактического гинекологического осмотра, который предполагает:
    • осмотр наружных половых органов — исследуются волосяной покров, малые и большие половые губы, промежность, вульва и вход во влагалище на наличие/отсутствие патологических выделений (в том числе из заднего прохода), остроконечных кондилом, признаков воспаления (большое значение уделяется топографии внутренних органов — нет ли опущения или выпадения матки и влагалища);
    • исследование при помощи зеркал — осматривается слизистая оболочка влагалища и шейки матки (цвет, выделения, размер шейки матки, наличие воспалительных и других патологических изменений, в том числе опухолей, свищей и пр.);
    • влагалищное исследование — основное внимание уделяется состоянию тазового дна, врач пальпирует влагалище (определяет его растяжимость, складчатость и другие важные параметры), исследует шейку матки (величина — гипоплазия, гипертрофия; форма — конус, цилиндр, деформированная), выявляет разрывы и т.д.;
    • бимануальное исследование — помогает диагностировать заболевания матки и ее придатков (воспаления, опухоли).

По результатам профилактического гинекологического осмотра для более полного обследования (если есть показания) могут также применяться инструментальные методы — зондирование матки, биопсия, продувание маточных труб, катетеризация мочевого пузыря. При необходимости назначаются цитологические и гормональные исследования, проводятся кольпоскопия (простая и расширенная), УЗИ органов малого таза.