Сухая экзема

Сухая экзема (в медицинской литературе она может обозначаться термином «астеатотическая») поражает преимущественно кожу рук и ног, что связано с открытостью этих участков тела и их большей подверженностью внешним воздействиям. В большинстве случаев патология обнаруживается у людей зрелого и пожилого возраста вне зависимости от пола.

Причины сухой экземы

Спровоцировать начало болезни могут разные факторы:

• регулярный контакт с внешним раздражителем (агрессивные моющие средства, синтетика, производственные вредные составы);
  • резкие температурные перепады, переохлаждение, обветривание кожи;
  • эндокринные заболевания и гормональные сбои;
  • недостаток витаминов и микроэлементов;
  • болезни ЖКТ, анорексия;
  • наследственная предрасположенность к дерматитам;
  • неврозы, депрессии;
  • сухая, тонкая, легко раздражающаяся кожа.

В развитии данной формы экземы принимают участие несколько причин. Часто проблема становится следствием внутренних нарушений, а внешние воздействия становятся пусковым толчком для проявлений на коже.

Клиническая картина

Сухую экзему можно заподозрить по следующим признакам:

• чрезмерное иссушение эпидермиса с усилением кожного рисунка;
  • воспалительная реакция на фоне покраснения и зуда кожи;
  • глубокие болезненные трещины, сочащиеся серозной жидкостью;
  • засохший экссудат в виде корочек, под которыми находится гиперемированная поверхность.

Расчесы и мокнущие углубления проницаемы для патогенных микроорганизмов. Течение болезни при отсутствии лечения усугубляется инфекцией, проникающей вглубь дермы с развитием разлитого воспаления.

Лечение

План лечебных мероприятий подбирается дерматологом на основании стадии болезни и наличия осложнений. В начальной стадии повышенную сухость и шелушение можно устранить регулярным нанесением жирных кремов, ограничением контактов с водой и агрессивными внешними факторами. Следует подобрать мягкие моющие средства, увлажняющие кожу.

Запущенная сухая экзема лечится кортикостероидными препаратами с индивидуально подобранной концентрацией гормонов. Гормональная терапия назначается на краткосрочный период, ее нельзя применять постоянно. Местно используются кремы, эмульсии и мази, которые создают на коже защитный слой, ускоряют регенерацию. При наличии воспалительного процесса в схему лечения включаются местные препараты с антибиотиками. Обнаружение грибковой микрофлоры требует применения антимикотических медикаментов.

Профилактика

По достижении ремиссии важно обеспечить коже бережный уход с помощью правильно подобранных средств без содержания спиртов, отдушек, ароматизаторов. В зимний сезон следует особенно тщательно защищать открытые участки тела от обветривания и переохлаждения, наносить увлажняющий крем под перчатки. Крайне нежелательно работать влажными руками на холоде. Также необходимо обратить внимание на рацион, увеличить долю продуктов, богатых витамины группы B и жирными кислотами. Соблюдение этих простых правил поможет предупредить возвращение сухой экземы и сохранить красивую кожу без признаков зуда или шелушения.