Экзема

Экзема выделяется среди остальных дерматологических заболеваний наличием на коже многочисленных папул, которые напоминают пузырьки кипящей жидкости. Заболевание бывает острым и хроническим рецидивирующим. Страдает от экземы до 10% населения нашей планеты, в группе риска находятся женщины в возрасте 25-45 лет.

Причины возникновения

На развитие экземы влияет целый комплекс различных внутренних и внешних факторов:

• постоянный контакт с бытовой химией, включая моющие средства;
  • переохлаждение кожных покровов;
  • перегрев кожи, включая солнечные ожоги;
  • травмы кожи, когда повреждаются периферические рецепторы нервных волокон;
  • применение некачественной декоративной косметики;
  • продолжительный контакт с растворителями, кислотами, спиртами на производстве;
  • неконтролируемый прием антибиотиков, особенно пенициллина;
  • наличие иммунодефицитных состояний (врожденных, приобретенных).

Риск возникновения экземы повышается при частых стрессовых ситуациях, нерациональном питании, хронических болезнях.

Клиническая картина

Поскольку причины экземы разные, то симптоматика также может отличаться. У болезни есть общие характерные признаки:

• на коже появляются отдельные участки с покраснениями и утолщениями;
  • заметны высыпания, которые отличаются своим видом в зависимости от типа экземы;
  • наличие сильного зуда, который иногда мешает вести привычный образ жизни;
  • вскрытие пузырьков, которые покрывают кожу, на их месте образуются ранки.

В периоды обострения возможно общее недомогание и повышение температуры тела. Когда наступает период покоя, на пораженных участках появляется сухость, возможны трещины. Расчесывание только продлевает развитие острого периода экземы, образуются значительные участки с воспалением. Важно купировать зуд в самом начале.

Диагностика и лечение

Врач устанавливает диагноз при осмотре кожных покровов пациента. Могут потребоваться анализы крови, аллергологические пробы. Исследование биоптатов позволит исключить наличие патогенной микрофлоры.

Экзема лечится комплексно, включая следующие методы:

• использование наружных средств на гормональной и негормональной основе;
  • физиотерапия (эндоназальный электрофорез, электросон, транскраниальная электростимуляция, ультразвук, магнитотерапия, УФ-облучение);
  • прием антигистаминных средств;
  • лечение заболеваний ЖКТ, печени и желчного пузыря;
  • специальная диета;
  • прохождение антибактериальной, антимикробной терапии (актуально для себорейной и микробной экземы);
  • проведение специальных физических упражнений (актуально для варикозной экземы).

Профилактические методы связаны с коррекцией психологического состояния пациента. Устраняются сопутствующие заболевания, особенно инфекционного характера (микозы, себореи). Если причина экземы в аллергии, необходимо минимизировать, а лучше исключить контакт с аллергеном. Пациентам рекомендовано санаторно-курортное лечение.